Люба ЕНЧЕВА

ЕНЧЕВА Люба (р. 9. VIII 1914 - 1989)

"Когда я задумываюсь о моей жизни, о множестве тех дней, которые несли мне радость, печали, размышления, я всегда вижу себя неразрывно связанной с музыкой. Она учила меня терпению и дисциплине, она давала мне силу и вдохновение. Музыка сопутствовала мне с самого раннего детства. Я начала играть в 4-летнем возрасте под руководством матери. Десяти лет я состязалась в конкурсе с 65 кандидатами за право поступления в Миланскую консерваторию и получила первое место. В 16 лет я окончила консерваторию с отличием".

Так описывает ведущая болгарская пианистка начало своего творческого пути. Добавим еще, что, окончив Миланскую консерваторию по классу Р. Лоренцони в 1932 году, Енчева уже имела 6-летний опыт концертной деятельности. Она и позже продолжала совершенствоваться - сначала в Париже у М. Чампи, затем в Берлине у Э. Фишера, а в 1936 году приняла участие в Венском международном конкурсе - одном из самых значительных в довоенной Европе. Восьмое место, занятое болгарской артисткой, было несомненным успехом: она опередила более ста претендентов!

Именно в тот период Енчева особенно много концертировала, снискала известность во многих странах Европы. Ее высокое мастерство, уравновешенная гармоничность игры, красота кантилены и ритмическая свобода проявлялись в наибольшей степени в произведениях камерного плана. "Искусству Любы Енчевой чужды лжеромантический пафос, преувеличенная экспрессия, сентиментальность или пустое виртуозничество. Не принадлежа по складу натуры к "романтическому" типу пианистов, она подходит к произведениям романтиков, я бы сказал, с "классических" позиций, выявляя прежде всего строгую соразмерность формы и уже в зависимости от этого определяя общий звуковой колорит и агогические детали. Из романтиков пианистке ближе других стиль Франка (чье фортепианное творчество целиком входит в ее репертуар), а также уравновешенная философская лирика Брамса; часто звучит в ее программах и Шопен. Ярко и своеобразно трактует пианистка такие характерные, сугубо индивидуального стиля произведения, как "Картинки с выставки" Мусоргского, "Наваждение" Прокофьева, „Танец блуждающего огня" М. де Фальи". Эта характеристика, принадлежит перу болгарского музыковеда Л. Динолова. Наряду с сольными сочинениями в репертуаре Енчевой более 20 произведений для фортепиано с оркестром, и в их числе Концерт Хачатуряна, первым исполнителем которого она была в Болгарии.

В послевоенные годы Л. Енчева много энергии отдает преподавательской работе. В качестве педагога (с 1950), а затем профессора (1963) Болгарской государственной консерватории она воспитала десятки талантливых молодых артистов. Это, естественно, несколько ограничило гастрольную "географию" пианистки, выступающей с конца 40-х годов преимущественно на родине. Но вместе с тем ее артистическая деятельность попрежнему очень интенсивна. Она не ограничивается ролью солистки, но неустанно пропагандирует и камерно-ансамблевую музыку. На протяжении многих лет Енчева выступала в трио совместно с В. Стефановым и А. Борисовым, постоянно сотрудничает с Квартетом Аврамова и Духовым квинтетом филармонии, выступает в сонатных вечерах со скрипачами Н. Симеоновой и В. Аврамовым, виолончелисткой К. Поповой и другими артистами. Вклад Л. Енчевой в развитие болгарской культуры многогранен и весом/

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!