Миша ДИХТЕР

ДИХТЕР Миша (р. 27. IX 1945)

На каждом очередном Международном конкурсе имени П. И. Чайковского появляются артисты, которым удается завоевать особое расположение московской публики. В 1966 году одним из таких артистов стал американец Миша Дихтер. Симпатии аудитории сопутствовали ему с первого же выхода на эстраду, быть может отчасти даже авансом: из конкурсного буклета слушатели узнали некоторые подробности короткой биографии Дихтера, напомнившие им начало пути другого любимца москвичей - Вана Клиберна.

...В феврале 1963 года в зале Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе дал свой первый концерт юный Миша Дихтер. "Это дебютировал не просто хороший пианист, а потенциально великий музыкант, обладающий феноменальным дарованием",- писала газета "Лос-Анджелес таймс", осторожно добавив, правда, что "в отношении молодых исполнителей не следует забегать вперед". Постепенно известность Дихтера росла - он концертировал по США, продолжал заниматься в Лос-Анджелесе с профессором А. Тзерко, изучал также композицию под руководством Л. Стайна. С 1964 года Дихтер - студент Джульярдской школы, где его воспитательницей становится Розина Левина - педагог Клиберна. Это обстоятельство и было самым существенным...

Молодой артист оправдал ожидания москвичей. Он покорил слушателей непосредственностью, артистичностью, великолепными виртуозными данными. Публика горячо аплодировала его проникновенному прочтению Сонаты ля мажор Шуберта и виртуозному исполнению "Петрушки" Стравинского, сочувствовала его неудаче в Пятом концерте Бетховена, сыгранном как-то вяло, "вполголоса". Дихтер по заслугам завоевал вторую премию. "Его выдающееся дарование, цельное и вдохновенное, привлекает внимание аудитории,- писал председатель жюри Э. Гилельс.- Ему присуща большая артистическая искренность, М. Дихтер глубоко чувствует исполняемое произведение". Вместе с тем было ясно, что его талант еще находится в стадии формирования.

После московского успеха Дихтер не спешил эксплуатировать свои конкурсные успехи. Он завершил учебу у Р. Левиной и постепенно начал наращивать интенсивность концертной деятельности. К середине 70-х годов он объездил уже весь мир, прочно закрепился на концертных эстрадах как артист высокого класса. Регулярно - в 1969, 1971 и 1974 годах - он приезжал в СССР, как бы с традиционными лауреатскими "отчетами", и, к чести пианиста, нужно сказать, всегда демонстрировал неуклонный творческий рост. Следует, правда, отметить, что со временем выступления Дихтера стали вызывать менее единодушные восторги, чем раньше. Связано это с самим характером и направлением его эволюции, которая еще, видимо, не завершилась. Игра пианиста становится более совершенной, мастерство - уверенным, интерпретации - законченными по замыслу и исполнению; осталась и красота звука и трепетная поэтичность. Но с годами юношеская свежесть, почти наивная порой непосредственность уступили место точному расчету, рациональному началу. Кое-кому поэтому сегодняшний Дихтер не так близок, как прежний. Но все же присущий артисту внутренний темперамент помогает ему вдохнуть жизнь в собственные концепции и построения, и в результате общее число его поклонников не только не уменьшается, но и растет. Их привлекает и разнообразный репертуар Дихтера, состоящий в основном из произведений "традиционных" авторов - от Гайдна и Моцарта через романтиков XIX века к Рахманинову и Дебюсси, Стравинскому и Гершвину. Им записано несколько монографических пластинок - произведения Бетховена, Шумана, Листа. Облик сегодняшнего Дихтера рисуют следующие слова критика Г. Цыпина: "Характеризуя искусство нашего гостя как приметное явление в сегодняшнем зарубежном пианизме, мы прежде всего воздаем должное Дихтеру-музыканту, его без преувеличения редкостному природному дарованию. Интерпретаторское творчество пианиста достигает временами тех вершин художественно-психологической убедительности, которые подвластны лишь таланту самого крупного калибра. Добавим, что драгоценные поэтические озарения - миги высшей музыкально-исполнительской правды - приходятся у артиста, как правило, на элегически созерцательные, духовно сосредоточенные, философски углубленные эпизоды и фрагменты. По складу художественной натуры Дихтер - лирик; внутренне уравновешенный, корректный и выдержанный в любых эмоциональных проявлениях, он не склонен к особым исполнительским эффектам, обнаженной экспрессии, бурным душевным коллизиям. Светильник его творческого вдохновения горит обычно спокойным, размеренно ровным - может быть, не ослепляющим аудиторию, но и не тусклым - светом. Таким выходил пианист на конкурсные подмостки, таков он, в главных чертах, и сегодня - при всех метаморфозах, коснувшихся его после 1966 года". Справедливость этой характеристики подтверждают и впечатления критиков о концертах артиста в Европе в конце 70-х годов, и его новые пластинки. Что бы ни играл он - "Патетическую" и "Лунную" Бетховена, концерты Брамса, фантазию "Скиталец" Шуберта, Сонату си минор Листа,- перед слушателями неизменно предстает тонкий и умный музыкант скорее интеллектуального, нежели открыто эмоционального плана,- тот самый Миша Дихтер, которого мы знаем по многочисленным встречам,- сложившийся артист, облик которого мало меняется со временем.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!