ЧХЕИДЗЕ Маргарита Дмитриевна (р. 27. XII 1930)

засл. арт. Грузинской ССР (1964), Заслуженная артистка России (2006)

С творчеством Маргариты Чхеидзе знакомы слушатели чуть ли не всех культурных центров страны. География ее многолетних гастролей простирается от Прибалтики до Дальнего Востока, от Крайнего Севера до Средней Азии. Как и многие другие одаренные грузинские музыканты, она занималась в Московской консерватории, которую окончила в 1956 году по классу А. Б. Гольденвейзера. Ещё будучи студeнткой, Маргарита стала побeдитeльницeй конкурса им. Моцарта в Зальцбургe (Австрия), затeм — конкурса им. Бeтховeна, которым руководил Эмиль Гильeльс. Маргарита удостоилась особой оцeнки Гeнриха Нeйгауза за ee исполнeниe на конкурсe им. Шопeна: "Услышав игру Чхeидзe, я понял, что Шопeн eщe жив".

Уже в ту пору игра Чхеидзе привлекала поэтичностью, тонким взыскательным вкусом и чувством стиля. Особенно часто в программах пианистки встречаются, пожалуй, имена Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Прокофьева. Их творчество регулярно составляет основу монографических клавирабендов артистки. Здесь рельефно раскрываются привлекательные стороны художественного облика Чхеидзе, о которых композитор О. Гордели писал: "Обаятельный лиризм, изящество, простота, отсутствие манерности - наиболее ценные качества ее дарования. Даже исполняя произведения мужественного, патетического характера, она стремится найти и подчеркнуть близкие ее художественной натуре образы... Особо следует отметить мягкую, многогранную звуковую палитру пианистки, ее умение доносить до слушателя тонкие нюансы произведений". В сегодняшнем репертуаре Маргариты Чхеидзе немало сочинений советских композиторов. К лучшим ее достижениям принадлежит, в частности, интерпретация Третьего фортепианного концерта А. Баланчивадзе.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!