БРЮШКОВ Юрий (Георгий) Васильевич (27.III 1903-11.III 1971)

засл. арт. РСФСР (1949)

Годы учения Брюшкова - пора зарождения советской исполнительской культуры. Он был одним из тех, кто принимал эстафету из рук выдающихся мастеров отечественной музыки. Окончив в 1925 году Московскую консерваторию по классу К. А. Киппа, Брюшков затем совершенствовался в аспирантуре у К. Н. Игумнова. Это были первые шаги нового советского пианистического поколения. И дело вовсе не всегда шло так гладко, как нам кажется теперь. Основополагающие черты нового исполнительского стиля только складывались, и естественные противоречия роста, становления отразились в пианистической манере музыканта.

Юрий Брюшков дал свой первый концерт в Москве еще в 1924 году. Рецензенты тех лет (К. Корчмарев, К. Гримих и другие) единодушны в оценке выступлений Брюшкова. Они, как правило, отмечают его поэтическое дарование, красивую фразу, приятный звук и в то же время указывают на текстовые небрежности, стилевое однообразие, склонность к салонной сентиментальности, а в дальнейшем и на слабое обогащение репертуара. С годами пианист в значительной степени преодолевал эти недостатки и в конечном счете внес определенный вклад в развитие нашей пианистической школы и как концертант, и как педагог, и как общественный деятель.

На протяжении десятилетия (с 1920 года) он работал как пианист-концертмейстер Большого театра СССР, принимал участие в постановках многих классических опер, исполнял партию фортепиано и челесты в симфонических вечерах оркестра Большого театра. Одновременно Брюшков выступал и как солист. На первом Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве он был удостоен почетного диплома, и на протяжении последующих лет именно сочинения великого польского классика составляли фундамент его концертных программ. "После конкурса,- признавался артист,- „ощущение Шопена" прошло через всю жизнь". Кроме того, он часто исполнял популярные сонаты Бетховена, пьесы Листа, Скрябина, Дебюсси, концерты Чайковского, Грига и других композиторов. Русская классика наряду с Шопеном всегда сопровождала пианиста. Он охотно включал в свои программы малоизвестные сочинения Глинки, Чайковского, Рахманинова, Глазунова. Одна из учениц музыканта - Г. Вершинина вспоминает: "Его игре была свойственна тонкая лирика, в ней слышались интонации русской поэзии, угадывались элегичность, созерцательность, порой грусть... Естественность исполнения сочеталась у Брюшкова со сдержанностью выражения. Это был законченный тип романтика-лирика. Лишенная всякой аффектации, его игра создавала ощущение какого-то равномерного горения, радостного ровного света".

Важное место в жизни Брюшкова занимала педагогическая работа. В 1939-1941 годах он преподавал в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, затем (до 1948 года) в Московской консерватории. Два последних десятилетия он отдал Ленинградской консерватории, которую возглавлял в 1951- 1961 годах. С 1957 года Брюшков. носил звание профессора.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!