БИЙО Кристиан (р. 1943)

Когда 19-летняя француженка стала в 1962 году луареатом Международного конкурса имени Чайковского, в этом не было особой неожиданности. Ее "послужной список" уже включал первую премию в Парижской консерватории, которую она окончила 15-летней девочкой, победу в Международном конкурсе имени Магды Тальяферро в Париже, немало концертов по Франции. Но для Бийо именно московское соревнование стало главной вехой артистического пути: не только вывело ее на широкую концертную эстраду, но и определило направление творческого совершенствования.

Конкурсный репертуар в Москве особенно широк и многолик, и в нем молодой пианистке лучше всего удалось сыграть то, что наиболее соответствовало ее индивидуальности на том этапе. Стихийная эмоциональность, порывистость в сочетании с крепкой техникой и хорошим вкусом подкупали в "Симфонических этюдах" Шумана, 3-й сонате Кабалевского, многих миниатюрах. Для концертов Чайковского и Прокофьева, при всей корректности исполнения, не хватало масштаба и свободы. Именно в этом направлении предстояло совершенствоваться Кристиан Бийо. С другой стороны, конкурс раскрыл перед ней богатства русской и советской музыки, преданным пропагандистом которой она стала с той поры. "Я сама - русская душой",- скажет она позднее. Годы, прошедшие со времени конкурса, отмечены для Бийо довольно интенсивной концертной деятельностью. Периодически, начиная с 1963 года, она возвращалась в Советский Союз, и каждая такая поездка превращалась, как и у многих других лауреатов, в своеобразный творческий отчет. Она "привозила" нам свою трактовку Концерта Грига, сонат Скрябина (5, 7 и 9), Листа, Бетховена, Барбера, сочинений Дебюсси и Равеля, Бартока и Прокофьева. Творческий рост артистки очевиден. "Кристиан Бийо - зрелый исполнитель, серьезный, вдумчивый музыкант с ярко выраженной индивидуальностью и своеобразным почерком. Игра ее поэтична и пластична. Непосредственность сочетается в ней с продуманностью деталей, высоким мастерством. Она играет как бы „для себя", играет с увлечением, увлекая за собой и слушателя в мир своих настроений и образов",- писала в газете "Советская культура" В. Подольская. В 1970 году критика отмечала возросшую свободу ее игры, отход от "ученической прямолинейности", улучшившееся качество звука. Это позволило ей дать глубокую и цельную интерпретацию Сонаты № 18 Бетховена, ставшую вершиной гастролей.

В целом Бийо по-прежнему не достает масштабности в передаче крупных произведений Шопена, Прокофьева, Бетховена. Ее область - светлая лирика, танцевальная стихия музыки (например, в "Румынских танцах" Бартока или "Лезгинке" Ляпунова). И в этой области Кристиан Бийо - мастер.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!