БИШОП Стивен (р. 17. Х 1940)

Когда молодой артист впервые выступил в США с Бостонским симфоническим оркестром (это было в мае 1972 года), журнал "Мюзикал Америка" с откровенным недоумением воскликнул: "Да где он был до сих пор, этот Бишоп?" И действительно, большинству американских слушателей это имя ничего не говорило, хотя Бишоп и родился в США (настоящая фамилия его отца Ковачевич, и он сын выходцев из Югославии). Мальчиком он переехал с родителями в Англию, где занимался частным образом у Л. Шорра и Майры Хесс. С 11 лет Стивен выступал перед публикой, но первое серьезное испытание не принесло ему лавров.- на конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе он получил лишь диплом (1960). Зато в следующем году Бишоп обратил на себя внимание критиков исполнением бетховенских Вариаций на тему Диабелли, Вариаций на тему Генделя и "Интермеццо" (соч. 117) Брамса.

Творческий рост артиста, а вместе с тем и рост его известности не были стремительными, но к началу 70-х годов "количество перешло в качество". Бишоп зарекомендовал себя серьезным, думающим артистом с обширным репертуаром, в котором наряду с музыкой композиторов XIX века особо значительное место занимают сочинения Бартока - Второй фортепианный концерт, "Микрокосмос", Сонатина и Другие. После его американского дебюта критика отмечала, что он продемонстрировал в Концерте Моцарта "фантазию, тонкость чувств, силу и самоконтроль, которые должны обеспечить ему большую и преданную аудиторию". Действительно, успех молодого артиста за последние годы, особенно в Англии и США, неуклонно возрастает. Но вместе с тем, судя по отзывам критики, ему еще не удалось преодолеть и отчетливо выраженных недостатков - некоторой эмоциональной отстраненности и излишней педантичности игры. В частности, касаясь его интерпретации бетховенских сонат и концертов (а он играет большинство из них), западногерманский критик И. Харден заметил, что оно "при всей внешней тонкости и чувственности так скромно и незаметно в эмоциональном отношении, словно - да простят мне это сравнение - наблюдаешь в кино за тщательно одевающимся лондонским банкиром".

Впрочем, сделанные в 80-е годы записи сонат Бетховена и поздних фортепианных сочинений Шопена, позволяют говорить о том, что искусство Бишопа становится более полнокровным. "Стивен Бишоп показывает себя утонченным шопенистом,- писал журнал „Хай Фиделити".- Его стиль содержит немало такого, что идет от разума, но аналитическое начало только усиливает драматичность и ясность композиций. Рядом с проницательным контролем идут чувство яркого контраста и драматизма, изысканность нюансов и красок и вместе с тем трогательная теплота чувства, которая никогда не перерастает в низкопробную сентиментальность или невротическую истерию. Редко встречается молодой исполнитель, способный соединить проницательный и гармоничный интеллект с настоящей поэтической индивидуальностью".

Высокую оценку получила и его интерпретация обоих концертов Брамса на многих европейских эстрадах. "Этот превосходный артист использует ресурсы музыкальной выразительности, выявляя масштабность сочинения и одновременно открывая интимные тонкости, заключенные в этой музыке; таким образом он демонстрирует убежденность и силу, имеющие мало равных себе на нашей эстраде". Так писал критик из Глазго Джон Мартин, отнюдь не склонный к восторгам.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!