Теофил БИКИС

БИКИС Теофил Карлович (30. VIII 1952-2. XI 2000)

В последнее время в Латвии складывается своя, достаточно крепкая пианистическая школа. Можно утверждать, что значительный вклад в ее развитие внесла флиеровская кафедра Московской консерватории. Именно ее выпускники, и в первую очередь Илзе Граубинь и Арнис Зандманис, представляют "новую волну" в исполнительской культуре прибалтийской республики. Теперь к ним присоединился Теофил Бикис, воспитанник профессора Л. Н. Власенко. Еще в 1968 году он хорошо зарекомендовал себя на Межреспубликанском конкурсе имени М. Чюрлениса, а будучи студентом Московской консерватории, в 1975 году стал победителем Международного конкурса имени Виана да Мота в Лиссабоне. Творческий стиль пианиста находится в процессе становления - почти одновременно с конкурсным успехом в Португалии Бикис окончил Московскую консерваторию, а к 1980 году завершил под руководством своего педагога занятия в ассистентуре-стажировке. По мнению Л. Н. Власенко, пока что его ученик склонен к определенному рационализму, трезвому расчету. "Игра Теофила Бикиса,- отмечает и рецензент газеты „Ригас Балсс",- отличается великолепной ясностью, логикой в расстановке акцентов, рациональным контролем, который не утрачивается ни на минуту".

В то же время пианисту чужда репертуарная избирательность. Он играет самые разнообразные сочинения, в том числе, конечно, и романтиков XIX века, хотя особенно яркие его удачи связаны, пожалуй, с творчеством Стравинского и Прокофьева; чрезвычайно обильно представлена в программах пианиста музыка Равеля ("Ночной Гаспар", "Отражения", "Гробница Куперена" и др.). В репертуаре Теофила Бикиса находят место и пьесы латышских композиторов, прежде всего Яниса Иванова.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!