Все пианисты. История фортепиано - Берзон Виталий

БЕРЗОН Виталий Эммануилович (р. 9. IV 1945)

Петербургская консерватория - старейшая в стране - бережно хранит богатые традиции, накопленные ее пианистической школой. Немало талантливых пианистов воспитано в ее стенах за послевоенные десятилетия. На Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей 1965 года Ленинградскую консерваторию представлял и Виталий Берзон. Хотя он и не стал тогда лауреатом, однако обратил на себя внимание и любителей музыки, и членов жюри. Профессор А. А. Николаев писал тогда; "Очень ярким дарованием обладает ленинградский студент-третьекурсник В. Берзон. У него блестящая техника, но с точки зрения чисто музыкальных требований не все было в его игре удовлетворительным".

Следующую конкурсную "попытку" пианист совершил уже после окончания консерватории по классу С. М. Хентовой (1966). На Международном конкурсе имени М. Лонг - Ж. Тибо 1967 года он стал обладателем пятой премии. После этого Берзон совершенствовался в аспирантуре под руководством С. И. Савшинского, П. А. Серебрякова и В. В. Нильсена (1968-1971). И характерно, что Л, Гаккель, призывающий пианиста к большей умеренности темперамента, замечает: "В манере Берзона сказывается некоторая пестрота пианистической родословной, хотя его артистическая индивидуальность сильная. Он играет броско, широко, театрально".

Впрочем, критик С. Мальцев в своем обзоре 1985 года вроде бы и соглашается и не соглашается с такой оценкой: "В. Берзон - пианист, стремящийся сочетать непринужденность музицирования с ясной логичностью построения музыкальной формы. Пианизм его всегда безотказен, легок и красочен. По игре Берзона сразу можно определить, что играет музыкант с великолепным слухом,- настолько всегда выверено соотношение разных слоев фортепианной фактуры, интересны тембровые соотношения регистров, мастерски и тонко используется педаль. Прекрасное слышание себя как бы со стороны приводит, однако, у Берзона иногда к некоторой "отстраненности" игры. Кажется, будто он стремится не вовлечь нас в образный смысл играемого, а лишь продемонстрировать нам (искусство "представления"?) красоту исполняемой пьесы".

Многие критики к числу несомненных достоинств артиста относят его стилистическую чуткость, масштабность замыслов, свободное владение всеми пианистическими ресурсами. Эти свои лучшие качества Берзон неоднократно демонстрировал в интерпретации произведений Баха, Скарлатти, Шуберта, Шопена. Листа и многих других композиторов.

Именно трактовка листовских произведений, по мнению критиков, принадлежит к наиболее интересным страницам исполнительской биографии артиста. Много ярких достижений связано у него также с трактовкой музыки Бетховена и Шуберта. О широте его репертуарного диапазона говорит и его масштабный абонементный цикл "Фортепианные шедевры XIX-XX веков".

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!