БАЛОГОВА Дагмар (р. 16. IV 1941)

Чешский музыковед Яромир Кржиж, посвятивший Балоговой большой очерк в журнале "Гудебны розгледы", подчеркнул, что пианистка уже вписала свое имя в историю фортепианного исполнительства не только успехами дома и за рубежом, но, кроме того, и "своим служением самому фортепианному искусству". Действительно, служение музыке является содержанием всей деятельности Балоговой - концертирующей пианистки, педагога пражской Академии искусств, заместителя председателя Союза композиторов и артистов Чехии.

Такая разносторонность и интенсивность вполне в характере артистки: она живет современностью, интересами и судьбами родного искусства. И не случайно одну из главных составных частей ее репертуара составляет чешская музыка - классическая и современная. Балогова относится к числу тех немногих - не только в ЧССР, но и на всем земном шаре - исполнителей, которые стремятся идти в ногу с композиторским творчеством, считая, что именно таким образом они обогащают себя как интерпретаторы. "Нет необходимости подчеркивать,- говорит артистка,- насколько мне близка была с самого начала творческая ориентация прежде всего чешских композиторов - моих ровесников. Уже сама многократность исполнения мною произведений многих композиторов достаточно красноречива. Эти сочинения привлекают слушателей - в том числе и зарубежных - прежде всего своей музыкальностью, выразительностью, спонтанностью мышления композиторов, не поддающихся на удочку рассчитанных на внешний эффект экспериментов".

Ее слова постоянно подтверждаются практикой. Балогова была первой исполнительницей фортепианных концертов И. Ржезача, Л. Барты, К. Шрома, К. Б. Ирака, сочинений И. Пауэра, В. Феликса, К. Славицкого, И. Ирко; многие из этих произведений были написаны специально для нее. Наряду с этим она первой представила чешской публике Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Б. Мартину, исполняет большинство фортепианных сочинений Сметаны и Яначека. Примечательно, что именно за интерпретацию произведений Яначека пианистка была в 1977 году удостоена Национальной премии ЧССР.

Было бы, однако, ошибочно думать, что перед нами пианистка, отчаявшаяся добиться успеха в традиционном репертуаре и поэтому ищущая себя в "узкой специализации". Стоит напомнить в этой связи, что сначала она обратила на себя внимание блестящей интерпретацией (впервые в Праге, 1961) Второго концерта Прокофьева, а несколько позже высокую оценку в ЧССР и других странах получила ее запись Первого концерта Бартока. В СССР, США и Польше отмечалось во время гастролей Балоговой ее тонкое проникновение в мир шопеновской музыки, особенно интерпретация Концерта фа минор, полная строгой и чистой лирики, сдержанного драматизма. После ее выступления на фестивале в Душниках варшавские критики сошлись на том, что Шопена она играет по-польски - а может ли быть в их устах большая похвала?! Балогова играет виртуозные концерты Листа и монументальный Второй концерт Брамса, циклы и пьесы Франка, Дебюсси и Равеля. При этом надо сказать, что разносторонность интересов лишь обогащает, по мнению критики, творческую палитру артистки. Музыка романтиков звучит у нее "ритмически строго, ясно по форме, но не теряя красоты звучания, а в исполнении произведений XX века неизменно сохраняется мелодическое начало, напевность", подметил композитор И. Ржезач.

Концертная деятельность Балоговой продолжается уже более тридцати лет. Она начала выступать еще будучи студенткой пражской Академии музыки по классу И. Штепан-Курц, а первую зарубежную поездку (по Польше) совершила в 1955 году. Хорошо знают ее и в нашей стране, куда она приезжает часто и "с особой охотой: прежде всего из-за замечательной публики, которую я там встречаю везде, как в столице и крупных городах, так и в областных центрах",- признается артистка. Столь же охотно сотрудничает Балогова и с советскими коллегами. Так, в 1974 году она вместе с В. Постниковой представила публике Фантазию для двух фортепиано Б. Мартину, а год спустя совместно с Г. Рождественским и В. Постниковой была участницей премьеры Интрады в честь И. С. Баха, написанной для нее И. Пауэром.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!