Все пианисты. История фортепиано - Аскиназе Стефан
Стефан АСКИНАЗЕ

АСКИНАЗЕ Стефан (10. VII 1896 - 18. X 1985)

Зачисление какого-либо исполнителя в разряд "специалистов" по тому или иному композитору - всегда опасное, чреватое ошибками занятие. Но в отношении этого пианиста сомнений быть не может. Стефан Аскиназе и сам не отрицает, что он является прежде всего, и почти исключительно, шопенистом. Любовь к Шопену он получил "по наследству" - вместе с первыми уроками игры на фортепиано от матери, которая в свою очередь занималась у шопеновского ученика Карла Микули. И впоследствии, совершенствуясь под руководством Эмиля Зауэра. Аскиназе был уже полон решимости посвятить себя музыке великого польского гения.

Это не значит, что он был чужд всякой другой музыке. Изредка в его программах можно было увидеть имена Моцарта, Бетховена, Шумана, Мендельсона, Дебюсси, но главное место в них всегда было отдано Шопену - с середины 20-х годов, когда пианист жил в Каире, где вел класс фортепиано в консерватории, и до середины 70-х годов, когда он уже почти не выступал, но изредка записывался на пластинки. Шопен являлся "стержнем" и в работе Аскиназе-педагога, почти полвека ведшего класс фортепиано в Брюссельской консерватории.

Аскиназе создал свой собственный стиль шопеновской интерпретации - стиль камерно-лирический, интимный, отмеченный не столько виртуозностью, блеском или драматическим пафосом, сколько строгим вкусом, мягкой поэтичностью, душевной теплотой. Конечно, такой Шопен не может соперничать с высокой художественной интерпретацией, скажем, такого "шопениста", как Артур Рубинштейн. Но Аскиназе и не стремился к этому: его игра - своего рода домашнее музицирование, только возведенное на очень высокий профессиональный уровень. Музицирование без претензий: никаких звукоколористических эффектов, никаких нарочитых рубато или аччелерандо, никакой патетики. Но зато рельефность мелодических линий, стройность формы (особенно в миниатюрах), классическая простота и даже скромность. Но как ни странно, артист при этом не теряет своей индивидуальности, своего почерка, не превращается в "объективиста". "Аскиназе - именно лирик, единственный в своем роде исполнитель пианиссимо, мечтатель, властелин позднего Шопена, - пишет о нем И. Кайзер, - стоит послушать, как он играет начало последней Баллады (соч. 52), словно затерянную в мире народную песню, или как он открывает магию пианиссимо в Мазурке до мажор".

Таким и вошел Стефан Аскиназе в историю пианистического искусства XX века. Вошел своими многочисленными записями ноктюрнов, вальсов, многократно переиздававшимися и не устаревшими по сей день. Впрочем, и сам артист до последнего времени являл собой редкий образец творческого долголетия. Еще во второй половине 70-х годов он активно концертировал, а свой 80-летний юбилей отметил, записав на пластинку 14 вальсов Шопена. Совсем недавно журнал "Рух музычны" после концерта Аскиназе в Варшаве, отмечал: "Избитые фразы - „салонный пианист", „филигранный артист" - оказались поверхностными: игра этого подлинного мастера нюансов излучает прежде всего мудрость".

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!