АНТАЛ Иштван (27.1 1909 - 1978)

С юных лет венгерский музыкант проявил качества, позволявшие предсказать ему большое артистическое будущее: блестящие пианистические данные и примечательную для этого возраста серьезность. Затем Антал получил профессиональное образование в Венской музыкальной академии; к 16 годам он уже играл сложнейшие произведения фортепианной литературы и виртуозные переложения. Позднее он совершенствовался в Берлине у Л. Кройцера, значительно углубившего его подход к проблемам интерпретации. Параллельно он изучал также композицию и теоретические дисциплины. Впервые его имя стало известно после конкурса имени Листа (1933), где Антал стал лауреатом, но подлинно международную известность артист получил в послевоенные годы благодаря многочисленным записям и концертным выступлениям.

Начиная с 1957 года Антал неоднократно концертировал во многих крупных городах нашей страны. "Основные черты исполнительского облика пианиста,- писал горьковский критик В. Моренов, - умение просто, доходчиво, в своеобразной, сдержанной и благородной манере передать замысел композитора, блестящее владение фортепианной техникой". Это мнение подтверждает и отзыв воронежской газеты "Коммуна": "Иштван Антал - отличный музыкант, обладающий безукоризненной техникой, тонким чувством стиля и исключительно бережным отношением к авторскому тексту". Эти качества определяют и успех И. Антала как педагога, несколько десятилетий занимавшего пост профессора Будапештской музыкальной академии; он воспитал в ее стенах немало лауреатов международных конкурсов.

Репертуар Антала составляли преимущественно произведения композиторов XIX века. К числу его достижений критика относила интерпретацию Первого концерта Брамса, поздних сонат Бетховена. Однако наиболее высокую оценку получала его трактовка редко исполняемых сочинений Шумана (в том числе Сонаты № 1), Брамса (Соната № 2), миниатюр Листа. Здесь Антал представал тонким художником, отлично чувствующим стиль музыки. Вместе с тем в исполнении виртуозных произведений - этюдов или транскрипций того же Листа - ему недоставало (при всей технической точности) темперамента и артистической непосредственности. Примечательно, однако, что, и вступив в период зрелости, артист продолжал совершенствовать свое искусство; его трактовки ряда произведений оказывались с годами одухотвореннее и тоньше. Особенно плодотворным стал для него, пожалуй, как раз последний период жизни, когда репертуар артиста обогатился многими произведениями современной музыки. В частности, лишь отметив свое 60-летие, он впервые сыграл Второй концерт Бартока - и сыграл, по мнению критиков, ярко и своеобразно. Именно тогда им были сделаны многие записи, запечатлевшие лучшие черты артистического облика этого музыканта.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!